АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО
ПРОИЗНОШЕНИЯ
Правильное произношение
звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов
артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов
артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое
и зачем она нужна?
Для чистого
звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и
мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы
рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для
этого и существует артикуляционная гимнастика, даже если Ваш ребёнок не
говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого
звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. Некоторые родители считают, что повторяя многократно слова, чистоговорки, и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка. Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе.
Для занятий дома с
родителями предлагается проводить артикуляционную гимнастику, тем более, что в
раннем возрасте и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может
помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. Упражнения подбирает в
соответствии с нарушением речи ребёнка логопед. Проверив, какие звуки не
произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого
нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных
звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении
упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:
·
От простого упражнения к
сложному.
·
Выполнение упражнения в
медленном темпе — обязательно перед зеркалом.
·
Достаточно несколько раз
повторить упражнение, но качественно.
·
Увеличение количества
повторений до 10–15 раз.
Ребёнок выполняет
правильно движения — убираем зеркало.
Артикуляционную
гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно
выполнять все упражнения.
Для примера рассмотрим
«Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков Л
-ЛЬ».
Лягушка-Хоботок
На счёт «раз-два»
чередовать упражнение «Лягушка» — (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые
зубы) «Хоботок»(губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперёд
трубочкой).
Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот.
Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт
до 5.
Накажем непослушный
язычок
Положить широкий язык
между губами и пошлёпать его «пя-пя-пя».
Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот.
Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать её
вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
Качели
Улыбнуться, открыть рот.
На счёт 1–2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя
челюсть при этом неподвижна.
Пароход
Приоткрыть рот и
длительно на одном выдохе произносить звук «ы-ы-ы». Необходимо следить, чтобы
кончик языка был опущен и находиться в глубине рта.
Индюк
Приоткрыть рот, положить
язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по
верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы
поглаживая её. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос,
чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть
широким.
Маляр
Улыбнуться, открыть рот.
Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не
должна двигаться.
Чистим верхние зубки
Улыбнуться, приоткрыть
рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая
языком вправо-влево.
Посчитай зубки
В этом комплексе
«считаем» верхние зубы.
Поймаем звук «Л»
Улыбнуться. Во время
произнесения звука, а широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя
темп движения, вы услышите звук Л.
Что же важно знать,
работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?
Проводить
артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей
двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
Непосредственная работа
над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё
занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную
гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у
ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном
состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом,
предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
Некоторые
упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для
того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ
и языка.
Упражнения выполняются
ребёнком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает
кончик языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами
широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает
тёплую струю на ладошку.
Так же поэтапно
следует проверять выполнение упражнения. Это даёт возможность определить, что
именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
Наберитесь терпения!
Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для
ребёнка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность
в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит,
быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
спасибо. очень интересно
ОтветитьУдалить